Вы здесь

О типичных ошибках, допускаемых некоммерческими организациями при представлении документов для государственной регистрации в 3 квартале 2021 года, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг

    Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в рамках осуществления полномочий по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений, проанализированы и обобщены типичные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями при представлении документов для государственной регистрации, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, в 3 квартале 2021 года.
Как правило, некоммерческими организациями в уставах, а также при оформлении документов, допускаются следующие ошибки (нарушения):
  1. Статьями 65.3, 123.7, 123.10, 123.19, 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс),  а также статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях)  определен порядок управления некоммерческой организацией и перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции ее высшего органа управления. На основании пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса законом и учредительным документом некоммерческой организации к исключительной компетенции может быть отнесено решение иных вопросов, т.е. компетенция  высшего органа управления может быть расширена, но не сокращена.
    В нарушение данной нормы к компетенции высшего органа управления некоммерческих организаций обязательные в соответствии с Гражданским кодексом и Законом о некоммерческих организациях вопросы либо не отнесены, либо отнесены не полностью, либо отнесены к компетенции иных органов управления некоммерческой организацией.
2. На основании  пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.       
    Пунктом 2 указанной статьи определено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку,  поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Таким образом, осуществление некоммерческой организацией деятельности, не указанной в ее уставе, противоречит Закону о некоммерческих организациях. Следовательно, в уставе некоммерческой организации должен быть указан определенный перечень видов деятельности, который расширительному толкованию не подлежит.
    В нарушение данной нормы уставы некоммерческих организаций содержат положения, предусматривающие  право осуществления иной (любой, другой)  деятельности без указания видов такой деятельности.
      3. Параграфами  6, 7 Гражданского кодекса определены общие требования и особенности  деятельности конкретных организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).
Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм, не соблюдаются,   особенности их правового положения в уставах не учитываются. Особенно часто не соблюдаются нормы, установленные законодательством для фондов и автономных некоммерческих организаций.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»  надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. В нарушение приведенной нормы Федерального закона, уставы автономных некоммерческих организаций не содержат порядка осуществления учредителями надзора за деятельностью автономных некоммерческих  организаций.
5.  Статьей 123.5 Гражданского кодекса и ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединение» установлено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее трех. При этом, уже на собрании учредителей должны быть сформированы руководящие и контрольные органы, предусмотренные законом и уставом.
При формировании вышеуказанных органов должны соблюдаться следующие требования:
- в руководящие и контрольно-ревизионный органы вправе избираться только члены общественной организации;
- лица, избранные в состав контрольно-ревизионного органа, не могут входить в состав постоянно действующего руководящего и исполнительных органов общественной организации, поскольку проверка финансово- хозяйственной деятельности общественной организации должна проводиться лицом, не заинтересованным в ее результатах.
Вместе с тем, на учредительном собрании общественные организации  зачастую  включают в состав  постоянно действующих руководящих органов и контрольно-ревизионных органов одних и тех лиц.
Также имеются случаи, когда некоммерческая организация указывает в своем наименовании иностранное слово. Разъясняем, что иностранные слова могут быть включены в наименование некоммерческой организации с учетом требований ч. 2 ст. 3 Закона № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» с помощью транслитерации с указанием их перевода на русский язык (например, Автономная некоммерческая организация «Центр дизайна «Вайт роуз (Белая роза)».
6. Статьей 181.2 Гражданского кодекса регламентирован порядок принятия решения собраний, в т.ч. порядок оформления данных решений. Решение собрания, оформленное с существенным нарушением правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола,  может быть признано судом недействительным.
    Однако некоммерческими организациями требования вышеназванной статьи  нередко нарушаются: в протоколах отсутствуют сведения о месте и времени проведения собрания (заседания); о лицах, проводивших подсчет голосов,  сведения об участниках собрания (заседания); сведения о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня.
    7. Исключение из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений об умерших учредителях некоммерческих организаций и учредителях – юридических лицах, правоспособность которых прекращена.
    Возможность изменения состава учредителей некоммерческих организаций (некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организации) с последующим изменением сведений  о них в ЕГРЮЛ предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
    В соответствии с указанными нормами изменение сведение об учредителях некоммерческой организации с внесением таких изменений в ЕГРЮЛ  может быть осуществлено в двух случаях: при добровольном выходе лица из состава  учредителей некоммерческой организации и принятии в состав учредителей некоммерческой организации нового лица (лиц).
Возможность и порядок исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и  физических лицах в связи с их смертью действующим законодательством не предусмотрены, в связи чем, указанные сведения в ЕГЮРЛ изменению не подлежат.
 8. В соответствии с п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью  в размере 10 000  руб. (пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).  В нарушение приведенной нормы ГК РФ, некоммерческими организациями названной категории при создании в протоколах не отражается вопрос формирования имущества.
    9. Ст. 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных  объединениях» установлено, что в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
    В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
    В нарушение данных норм уставы некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений не содержат описание символики, используемой данными организациями.
10. Согласно ст. 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82–ФЗ
«Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом.
В нарушение  данной нормы уставы общественных объединений  не содержат сведения о структурных подразделениях по управлению имуществом.
11. По общему правилу, установленному  п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае, если документы:
- представляются для регистрации создания юридического лица лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (ст.12 Закона № 129-ФЗ);
- представления документов, касающихся государственной регистрации, изменении сведений или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (ст.ст.  22.1, 22.2 и 22.3 Закона № 129-ФЗ);
- направления документов в  форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
    Таким образом, заявления, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р13014); заявления (уведомление) о ликвидации юридического лица (форма Р15016), заявления о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма Р12016), а также уведомления о начале процедуры реорганизации (форм Р12003) требуют обязательного нотариального заверения.
    12. Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов, утвержденные приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@
«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
      Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций, следует внимательнее подходить к заполнению форм заявлений, указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные вышеназванным приказом ФНС.
Кроме того, необходимо учитывать, что наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается.
Незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в  уполномоченный орган заявления включать не требуется.
    13. С 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются новые общероссийский коды видов экономической деятельности (коды ОКВЭД).
    Однако некоммерческими организациями до сих пор предоставляются заявления, содержащие старые коды ОКВЭД.
14. В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 № 80-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Устав религиозной организации помимо сведений, перечисленных в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», должен отражать вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозной организации, кроме того, содержать сведения о  порядке образования органов религиозной организации и их компетенции, порядке принятия решений этими органами, а также об отношении между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов. Указанные требования установлены п. 1, п. 8.1 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и п. 2 ст. 123.26 Гражданского кодекса.
Зачастую в уставах религиозных организаций, представляемых в Управление для регистрации, перечисленные требования законов не учтены.
    15.  Ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных  объединениях» и ст. 13.1 Федерального закона
«О некоммерческих организациях» определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании. Однако необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральными законами заявителем представляются  не полностью.
При возникновении каких-либо затруднений при оформлении документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных или религиозных объединений, специалисты отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю окажут необходимую консультационную помощь. Отдел располагается по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, каб. 21, тел. 63-64-82.                        
Кроме того, все формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы их заполнения, а также примерные уставы некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций, образец оформления  протокола при  создании некоммерческой организации  размещены на информационном стенде   в помещении Управления по адресу: г. Барнаул, пр-т Ленина, 8, и на Интернет-сайте Управления по адресу: http://to22.minjust.gov.ru/.   

14 сентября 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).